Облегчает ли ЕГЭ жителям регионов России поступление в университеты?
Опубликован новый препринт о региональной доступности высшего образования в России. Работа основана исследовании старшего научного сотрудника ИНИИ Ильи Прахова и стажера-исследователя ИНИИ Полины Бугаковой.
Несмотря на единую систему поступления в вузы России, абитуриенты всё ещё могут сталкиваться с неравным доступом к высшему образованию. В статье анализируются барьеры, ограничивающие межрегиональную доступность высшего образования в контексте ЕГЭ. Авторы предлагают аналитическую модель, отражающую влияние таких каналов, как семья, характеристики школы и место рождения, на образовательные стратегии молодежи. Эмпирическая проверка модели, основанная на данных лонгитюдного исследования "Траектории в образовании и карьере" показывает, что студенты Москвы или Московской области с наибольшей вероятностью поступают в университеты, поскольку они в наименьшей степени сталкиваются с различными барьерами. Проблема доступности высшего образования более актуальна для жителей крупных городов или областных центров: их вероятность получения диплома ограничена большим количеством факторов (когнитивные способности, характеристики школы). Жители других населенных пунктов (малые города или деревни), с наименьшей вероятностью будут приняты в университет, сталкиваясь с самыми высокими барьерами и гендерным неравенством.
Полный текст
Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ: Стажер-исследователь
Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ: Старший научный сотрудник