• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью Дениса Ананина об участии в программе российских постдоков в Вышке

В прошлом году Денис Ананин, сотрудник Алтайского государственного педагогического университета, выиграл конкурс российских постдоков в Вышке и присоединился к команде ИНИИ в качестве научного сотрудника. Чтобы помочь будущим участникам программы, мы задали Денису несколько вопросов о специфике заявки, работе в Вышке и исследовательского процесса в условиях самоизоляции. В конце интервью можно узнать о новых вакансиях для российских постдоков в ИНИИ.

Интервью Дениса Ананина об участии в программе российских постдоков в Вышке

Что было самое сложным в процессе подачи заявки в программе российских постдоков?  

В самой подаче заявки не было ничего сложного и особенного. Для молодых исследователей составление заявки на научный проект или грант является привычным делом. Весь перечень документов является стандартным и понятным, заявка имеет скорее даже упрощенную форму. Указываемая информация должна быть актуальной, предельно прозрачной и релевантной проекту исследования, на участие в котором претендует постдок. Уверен, что использование сформированного пакета документов одного проекта для другого проекта успеха не принесет. Несколько волнительным было онлайн-собеседование с куратором, хотя в нем тоже не было ничего необычного. Мне показалось, что целью собеседования является определение мотивов кандидата и его квалификации для выполнения задач проекта.  

Какое развитие получили твои проекты, которые ты реализуешь в ходе программы?    

Моя научная тема получила большой толчок в развитии. Изучая подготовку учителей в высшем образовании, я использовал качественные методы исследования. А в рамках проекта ИНИИ была определена тема, которая заключалась в использовании количественных библиометрических методов для исследования педагогического образования. Использование новых методов в области моего исследования открыло новую нишу в системе научного знания, которая сегодня только начинает изучаться учеными. Использование различных метрик для определения эффективности науки действительно сейчас является перспективным направлением, но я не ожидал, что исследовательская мысль и современное программное обеспечение позволяют анализировать историю и динамику научной области в глобальном масштабе. Такие амбициозные перспективы исследования создают дополнительную мотивацию. Самое главное, что такие методы позволяют решать практические задачи, а не только удовлетворять научный интерес исследователя.

Самое яркое впечатление от работы в Вышке?    

У меня много впечатлений от Вышки, особенно от духа и концепции Вышки. С Вышкой я был знаком только частично – через участие в октябрьской конференции по высшему образованию РАИВО. Заслуга университетской администрации состоит в создании новых стандартов научно-исследовательской и учебной деятельности университета. Ориентация и внедрение стандартов мировой науки сделали университету имя и вывели его на лидирующие позиции в рейтингах. Но главное даже не позиция в рейтинге, а открытость научного знания. В таком научном мире ученый не может спрятаться за свои регалии, звания и «научный стаж». Я слушал доступные в сети публичные лекции ректора и проректоров университета, чтобы понять данную концепцию и «правила игры». В итоге, когда пазл складывается, и ты видишь результаты реальных исследований, то понимаешь, что здесь действительно научно-исследовательский университет. Поразил демократический стиль общения руководства на разных уровнях: когда решения принимаются не единолично руководителем, а в дискуссии. Также у меня изменился подход к организации исследовательской деятельности в рамках рабочей группы. Традиционное понимание сводилось к тому, что ты занимаешься исследованием в одиночку, и когда ты его провел, то представляешь результаты уже как незыблемую истину. На самом деле, у нас в институте идет обсуждения исследования начиная с научного проекта, затем предварительных результатов и финальной презентации. Такая гибкая система позволяет избегать радикальных ошибок уже на начальном этапе исследования и направляет исследование в нужное русло. 

Какие условия жизни предоставляет Вышка?    

Чтобы постдок мог максимально сосредоточиться на проекте исследования, не отвлекаясь на решение бытовых проблем, создаются все необходимые условия: достойная оплата труда, оплата проезда от места постоянного проживания до Москвы и обратно, место в общежитии, предоставляется рабочее место. Вопрос о заработной плате при переходе на новое место работы всегда является ключевым, особенно для людей в активном трудовом возрасте. Размер заработной платы сопоставим со средней по Москве. Однако, если учесть стоимость предоставления жилья, то становится еще более выгодным. Отсутствие необходимости решать такие бытовые вопросы действительно заложено в концепции программы. Условия проживания в общежитиях вполне достойные (тренажерный зал, прачечная). Может показаться, что общежитие это не соответствует стандартам жизни постдока, так как многие имеют семьи. Для себя я воспринимаю это как академическую службу, которая закладывает инвестицию в будущее моей семьи. При всем этом время, которое я трачу на проезд до места работы и обратно меньше того времени, которое я тратил в Барнауле, когда начинал свою карьеру.

Что ты можешь порекомендовать тем, кто сомневается, принимать ли участие в программе?    

Хочу порекомендовать обязательно подавать заявку, если есть интерес к научным исследованиям и научному росту. Я, как и большинство российских постдоков, являлся академическим инбридом, т.е. учился в аспирантуре, защищал свою диссертацию и работал в одном и том же вузе. После 5 лет учебы и 13 лет работы в альма-матер, естественно, сложно решиться на такой шаг. За это время уже наработан авторитет, и ты просто максимально интегрирован в систему и система в тебя. Поставить себя в новые условия – это действительно непростой вызов. На это еще накладываются семейные обстоятельства. Но, с другой стороны, наступает определенный момент, и возникает потребность дальнейшего развития и научного роста. И если эти мотивы сильнее, то программа поддержки российских постдоков ВШЭ – отличная возможность проверить себя. Я подумал, что независимо от того, как сложится карьера после завершения программы, я буду рад иметь возможность установить научные связи и войти в авангард мировой науки.  

Было ли сложно адаптироваться к жизни в мегаполисе?  

Мне было несложно адаптироваться. Я был регулярным участником разных программ академической мобильности, и поэтому уже на тот момент имел опыт продолжительного пребывания в других городах страны и за границей. Но Москву я не знал совсем. Даже сейчас на вопрос «Ты уже больше полугода живешь в Москве, ты ее уже, наверно, всю изучил?», я отвечаю в шутку, что я знаю только две станции метро (работа и место проживания). В целом Москва - очень динамичный город, но к этому ритму привыкаешь, и в сравнении уже все остальное кажется спокойным. Нужно также привыкнуть к уровню расходов. Проблем с адаптацией в мегаполисе у меня не возникло. Нужно везде искать плюсы, один из них, например, что это центр авиасообщения. При благоприятных обстоятельствах можно совсем недорого покорять заграницу.  

Как самоизоляция отразилась на условиях работы, общении с коллегами, вовлечённости в проекты Института и мероприятиях Вышки в целом?    

Несмотря на то, что условия работы изменились, рабочий график практически не изменился. Профессия ученого позволяет иногда самоизолироваться и работать удаленно. И сейчас как раз настало такое время, когда можно накопившиеся мысли перенести на перо. Эффект увеличения научной продуктивности действительно будет, но я думаю, что только в краткосрочной перспективе. Более важная составляющая – это общение ученых в разных его формах между собой, и его начинает не хватать. Особенно дорого стоит общение во время пауз и обеденных перерывов, из которых я узнавал от моего куратора о многих академических механизмах функционирования Вышки – относительно науки, обучения, работы и просто житейских дел. Это сложно себе представить через организацию онлайн-встреч. Зато чаще стал принимать участие в мероприятиях Вышки, так как все они доступны онлайн.  

В рамках программы привлечения российских постдоков в Институте институциональных исследований открыты 6 вакансий постдоков (научных сотрудников) на 6 проектов по образованию, наукометрии, банковскому сектору, государственным закупкам и экономической истории.

Подробнее о вакансии и текущих проектах в ИНИИ:
https://cinst.hse.ru/job/postdoc

Подробнее о программе привлечение российских постдоков и процедуре подачи заявки:
https://postdocru.hse.ru/