• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Higher Education in Russia and Beyond: 4(10) зима 2016


Новый номер Computer Science: History of Emerging Discipline посвящен текущему состоянию российского образования в области компьютерных наук.

Приглашенным редактором выпуска выступил аналитик Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Сергей Заварин.


В ЭТОМ НОМЕРЕ:

Роль и наследие Советского союза в развитии информационных технологий
После Второй мировой войны Советскому Союзу удалось добиться паритета с США в создании ядерного оружия и вплоть до середины 1960-х годов конкурировать в космической гонке. Однако научно-техническое развитие СССР в области вычислительной техники всегда носило догоняющий характер, что не признавалось на официальном уровне. Разбор и анализ сделанных в разное время экспертных оценок действительного состояния и уровня развития вычислительной техники в СССР.
Беларусь – один из мировых лидеров в области IT-аутсорсинга, чего нельзя сказать про систему академического образования этой страны, во многом повторяющую советскую. Связаны ли успехи профессиональной индустрии с достижениями высшего образования, или же они определяются совсем другими причинами?
Современное академическое образование в области компьютерных наук в российских вузах
Ответы на ключевые вопросы создания факультета компьютерных наук в Высшей школе экономики: кого будет готовить факультет, как и чему нужно учить его студентов, где будут востребованы его выпускники, каким образом привлечь к поступлению сильнейших в стране абитуриентов, а к проведению занятий – сильнейших преподавателей.
Чем российские программы по Computer Science отличаются от зарубежных аналогов, и каким образом эти различия можно конвертировать в конкурентное преимущество, как решить проблему разного уровня подготовки первокурсников, а также каким образом выстроить эффективную проектную работу.
Одна из специфических особенностей высшего образования в России заключается в том, что большинство региональных вузов проигрывает борьбу за сильных абитуриентов вузам Москвы и Санкт-Петербурга. За счет чего можно попробовать компенсировать этот отток – опытом делится Институт математики и компьютерных наук Уральского федерального университета.

Как гуманитарные курсы могут повлиять на профессиональный успех студентов IT-специальностей?

Среди людей с техническим образованием распространено довольно скептическое отношение к гуманитарным дисциплинам. Почему в современной IT-индустрии повышается важность навыков, которые формируются гуманитарными предметами, и как привлечь к их изучению студентов технических специальностей?
Вне университета: дополнительное образование и олимпиады
Формат Летней компьютерной школы подразумевает совместную работу школьных учителей, студентов, преподавателей вузов и сотрудников профессиональной индустрии, что позволяет нащупать точки взаимопонимания в подготовке будущих специалистов в области компьютерных наук и информационных технологий.
С середины 2000-ых гг. многие российские компании и научные центры стали открывать свои образовательные проекты, в том числе на базе университетов. На кого рассчитано дополнительное образование в области IT, чему не учат в вузах, каким образом выстроен учебный процесс и, самое главное, для чего это нужно самим студентам?
Участие в самых массовых и престижных международных студенческих соревнованиях по программированию требует от них огромного количества сил и затраченного времени. В чем заключается их мотивация, и какое конкурентное преимущество может дать студентам опыт участия в международной олимпиаде по программированию?
Наука: конкуренция с IT-индустрией и международные успехи
Какие страны делегируют наибольшее количество докладчиков на конференции уровня А* списка CORE? Анализ данных Scopus позволяет выделить мировых лидеров и оценить динамику представления на топ-конференциях российских исследователей.
В российской образовательной среде заметен процесс падения интереса выпускников вузов к поступлению в аспирантуру и защите кандидатской диссертации. В этой связи огромное значение приобретает работа научных институтов со студентами. Как устроено взаимодействие научных институтов с университетами, как им удается выдерживать конкуренцию за студентов с IT-компаниями, а также для чего это нужно научным организациям и самим студентам – на примере Института проблем передачи информации.
Одной из важнейших проблем обеспечения воспроизводства механизма создания инноваций является подготовка инженеров-исследователей, составляющих кадровое наполнение прикладных исследования: Институт системного программирования предлагает три ключевых элемента стратегии подготовки инженеров-исследователей в области IT.

Новый номер доступен на нашем сайте: herb.hse.ru
Архив: herb.hse.ru/archive
Оформить подписку: herb.hse.ru/subscribe