• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар «Equity in Higher Education: International Context»

19 апреля 2012 года состоялся международный научный семинар «Equity in Higher Education: International Context», организованный Институтом институциональных исследований НИУ ВШЭ. Семинар был посвящен проблемам доступа к высшему образованию в разных странах.

Приглашенные эксперты, Питер Дэвис (Peter Davies, Университет Бирмингема, Великобритания) и Ренато Педроса (Renato Pedrosa, Университет Unicamp, Бразилия), а также исследователи из НИУ ВШЭ, Даниил Александров (НУЛ СОН, Санкт-Петербургский кампус) и Илья Прахов совместно с Марией Юдкевич (МНУЛ ИАЭР), представили результаты своих исследований, посвященных тематике семинара.

Мария Юдкевич, руководитель Международной лаборатории «Институциональный анализ экономических реформ», открывая семинар, рассказала о его главной задаче - обсуждении и анализе особенностей доступа к высшему образованию в Великобритании, Бразилии и России, а также детерминант, определяющих образовательные стратегии молодежи в этих странах.

Секцию научных докладов открыл Питер Дэвис,представив свою работу «Fair Access, Achievement and Geography: Explaining the Association between Social Class and Students’ Choice of University». Данное исследование посвящено поиску детерминант выбор студентами наиболее предпочтительного университета (университета «первого выбора»).

Автор использовал результаты опроса студентов (база National Students Satisfaction Survey) и изучил результаты стандартизированного выпускного экзамена в школе (GCSE) с учетом доходов семьи. Университеты, рассматриваемые в работе, были разбиты на три группы: “Oxbridge” (Oxford и Cambridge), Russell Group (18 лидирующих университетов Великобритании, за исключением Oxford и Cambridge) и прочие. Внимание также уделялось территории, на которой проводился опрос. Другими словами, это могла быть территория типа А, на которой располагались элитные вузы, или типа В – без таких вузов. На основе информации о доходах опрошенные были поделены на три группы: «рабочий класс» (в год доход семьи не превышает 17500£), «средний класс» (доход выше 17500£, но меньше 35000£) и «высший класс» (доход семьи выше 35000£). Такое деление объясняется государственной политикой Англии: детям из семей с годовым доходом ниже 17545£ государство предоставляет финансовую поддержку для получения высшего образования.

Автор пришел к следующим выводам: успеваемость (в терминах баллов за тестирования), а также обучение в независимых школах и страх иметь долг за обучение в университете – оказывают наиболее сильное влияние на процесс принятия решения абитуриентом. Если на рассматриваемой территории присутствует вуз с высоким статусом (входит в Russell group), то количество студентов, планирующих получать высшее образование, увеличивается на 18% в сравнении с территорией, где такого вуза нет.

После выступления профессора Дэвиса слово было передано слушателям в аудитории. Вопросы касались как технической части анализа, так и интерпретационной. Так, Мария Юдкевич предложила выделить тех студентов, которые уже вышли на рынок труда, поскольку их поведение и мотивы могут существенно отличаться от тех, кто на рынок еще не вышел. Кроме того, вопросы касались существующих механизмов финансовой поддержки студентов в высших учебных заведениях. Во-первых, это гранты, которые вузы, иногда при поддержке государства, предоставляют студентами бесплатно, и, во-вторых, льготные кредиты на получение высшего образования.

Затем выступил профессор Ренато Педроса. В своем докладе «Access to Higher Education in Brazil: Recent Trends and Main Challenges» он остановился на особенностях доступа к высшему образованию в Бразилии. За последние 15 лет количество людей, получающих высшее образование, возросло примерно в 4 раза (с 500 000 в 1995 году до более чем двух миллионов студентов первого курса в 2010 году). Данный рост сопровождался разработкой новой системы приема абитуриентов, развитием программ в области повышения доступности образования для группы афроамериканцев или детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Согласно данным автора, в Бразилии только 15% людей в соответствующих возрастах зачисляются в университеты. Профессор Педроса отметил, что даже студенты, находящиеся в процессе получения степени высшего образования, находят свои образовательные программы недостаточно качественными (в основном, это касается коммерческих вузов). Государственные вузы, по словам докладчика, дают более качественную подготовку, чем частные вузы, и имеют более высокую репутацию, что выражается в высоком конкурсе на место в первых и низком во вторых (количество заявок меньше количества свободных мест). Тем не менее, в частные вузы поступают порядка 70% выпускников школ.

Основная проблема заключается в возможностях доступа к высшему образованию: сейчас государство ищет возможности, чтобы повысить число специалистов с высшим образованием, предоставляя гранты на обучение.

В ходе дискуссии профессору Педроса были заданы вопросы, касающиеся репутации частных и государственных образовательных учреждений: существует ли коррупция в вузах? Кроме того, слушателей интересовали текущие популярные специальности в Бразилии. Ими оказались медицина, экономика и инженерные специальности  (особенно в архитектуре и строительстве).

Во время обсуждения было отмечено сходство систем доступа к высшему образованию в Бразилии и России (до введения обязательного ЕГЭ). Существует возможность обучения на бюджетной основе. Количество абитуриентов на место бывает весьма высоким − порядка нескольких десятков человек. До 1998 года в Бразилии каждый вуз имел собственную вступительную процедуру − «vestibular». Правительство стремилось разработать эффективную систему единых вступительных испытаний, которая действовала бы для всех бразильских образовательных учреждений. В качестве такого единого экзамена рассматривается ENEM (National Assessment of Secondary Education), который засчитывают при поступлении многие вузы Бразилии. С результатами данного экзамена так же, как и в России, можно подать документы  в несколько учебных заведений.

Третьим докладчиком стал Даниил Александров, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» ВШЭ, рассказав о своей работе «Inequality, educational trajectories and pathways for school students in urban and rural settings». Доклад был посвящен исследованию образовательных траекторий школьников России.

Автор рассказал, что в 2010 и 2012 гг. проводилась серия опросов в школах в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Приозерске (Ленинградская область). Всего было получено более 2700 анкет учеников и учителей из 48 школ. Образовательные траектории рассматривались в локальном контексте − по регионам, в которых проходил опрос. В качестве инструмента использовалась разновидность факторного анализа (Structural equation modeling, SEM). Отдельно изучались образовательные стратегии школьников, поступивших сначала в технический колледж, также оценивалась их социальная мобильность.

Во всех местах проведения опроса процент школьников, бросивших конкретную школу, отрицательно зависел от ее размера. Кроме того, чем больше был размер близлежащих школ, тем выше оказывался уровень образования родителей школьников на данной территории.

Кроме того, докладчик отметил, что для юношей образуется отдельная значимая траектория, связанная с армией. Юноши, которые хотят избежать армии, идут в вуз после 11 класса. Они стараются получить больше знаний, чтобы потом претендовать на высокую заработную плату на рынке труда. Те же, кто готов отслужить в армии, наоборот, идут в техникум после 9 класса. Для них главное – как можно раньше получить специальность и затем работать по этой специальности. По словам профессора Александрова, примерно 50% школьников из Санкт-Петербурга, 26% из Приозерска, 30% из Москвы хотели бы поступить в технический колледж после 9 класса.

Во время дискуссии профессор Педроса задал вопрос о мобильности студентов в технических колледжах, на что профессор Александров ответил, что было бы хорошо иметь реально работающие правила трансфера (перевода) в технических колледжах наподобие соответствующей системы в Калифорнии, а не только «номинал» такой системы в российских образовательных учреждениях.

Работа «University Admission in Russia: Do the Wealthier Benefit from Standardized Exam?» была представлена Ильей Праховым, младшим научным сотрудником лаборатории институционального анализа. Данное исследование являлось результатом совместной работы с Марией Юдкевич.

Ключевой вопрос данного исследования – каким образом введение ЕГЭ как унифицированного и стандартизированного экзамена повлияло на доступность высшего образования для различных категорий абитуриентов? В качестве базы использовались данные опросов старшеклассников и их родителей в 16 крупнейших российских городах. Опрос проходил в осенью 2010 г. (после сдачи экзаменов и поступления в вуз). Всего было опрошено 1600 домохозяйств. Группы были выделены на основании дохода, приходящегося в месяц на одного члена семьи: низкий доход (до 10 тысяч рублей), средний доход (от 10 до 20 тысяч рублей) и более высокий доход (более 20 тысяч рублей).

В докладе рассматривался вопрос влияние материального положения семьи на результаты ЕГЭ и выбор университета в России. Авторы обнаружили положительную зависимость между уровнем дохода и результатами ЕГЭ по русскому языку, математике и средним баллом ЕГЭ, причем данные результаты сохранились при условии контроля школьной успеваемости за 9 класс.

Затем было показано, каким образом подготовка к поступлению влияет на результативность абитуриентов из семей с различным уровнем дохода. Так, абитуриенты из наиболее богатых семей более склонны к выбору дополнительных видов подготовки (занятия на подготовительных курсах или с репетиторами). Если говорить об эффективности курсов и занятий с репетиторами, то абитуриенты из семей с высоким уровнем дохода выигрывают в большей степени, а абитуриенты из семей с низким уровнем доход получают меньше всего выгод от данного вида подготовки.

Еще одним интересным результатом стало то, что при одинаковых уровнях успеваемости более богатые абитуриенты «распоряжаются» своими баллами ЕГЭ эффективнее по сравнению с абитуриентами из семей с низким уровнем дохода.

В ходе дискуссии коллеги задавали вопросы, касающиеся методологии исследования: каким образом была получена переменная дохода, какие переменные, не указанные в презентации, включались в анализ? Кроме того, профессор Педроса интересовался, могут ли результаты ЕГЭ в России быть предиктором дальнейших академических успехов студента, поскольку данные, полученные в Бразилии, не могут дать ответ на данный вопрос.

Вторая часть семинара представляла собой презентации ряда исследовательских центров, занимающихся проблемами высшего образования: ИНИИ НИУ ВШЭ (Мария Юдкевич), СЛОН НИУ ВШЭ (Даниил Александров), School of Education Университета Бирмингема, Великобритания (Питер Дэвис) и университета Unicamp, Бразилия (Ренато Педроса).

 

Андрей Ампилогов и Любовь Шамардина, ЛИА ИНИИ