"Рынки идей: Как много могут экономические метафоры прояснить в интеллектуальной истории?" (научный семнар ЛИА )
Докладчик: М. Соколов (Европейский Университет в Санкт-Петербурге)
Докладчик: М. Соколов (Европейский Университет в Санкт-Петербурге)
23 октября, четверг, Покровский б-р, 11, Ж-804, 18.00
Сравнение интеллектуальной жизни с рынком, на котором спрос на идеи встречается с предложением, а преуспевшие производители и посредники вознаграждаются приращением статуса, принадлежит к самым древним способам ее описания. Однако, несмотря на то, что эта метафора повсеместно используется в социологии науки и интеллектуалов (Бурдье, Коллинз, Латур, Мертон), ее логическое развитие наталкивается на сложности, которые не позволяют до сих пор перейти от ее привлечения в иллюстративных целях к применению инструментов экономического анализа в исследованиях «рынков идей». В докладе обсуждаются некоторые из этих сложностей и, на примере теорий прав собственности, делается попытка показать, как аналогии между экономическими и интеллектуальными обменами способны стимулировать дальнейшее контринтуитивное развитие аналитической истории идей. Тексты, производимые интеллектуалами, допускают многочисленные использования, права на которые передаются на специфических для каждого вида использований условиях. Существующие наборы прав и возможности их обеспечения являются институтом, определяющим стратегии поведения как производителей, так и потребителей – так, они, видимо, определяют преобладание того или иного жанра публикаций в разных дисциплинах и национальных академических системах. Вторым ключевым компонентом этой схемы являются механизмы конвертации, позволяющие преобразовывать репутационные выигрыши в экономические. Существующие механизмы конвертации, вместе с наличными инструментами enforcement’а, определяют конфигурацию прав собственности на идеи. С другой стороны, они же определяют преобладание спроса на идеи того или иного рода. Предполагается подробно описать две идеально-типические системы академической стратификации, систему интеллектуальных классов и систему интеллектуальных статусных групп, в которых преобладающими являются, соответственно, права на идеи как на средства производства и как на статусные символы.
Материалы к семинару: скачать