• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От экономики внимания к навигации в науке: случай российской социологии (научный семинар ЛИА)

Докладчик: Катерина Губа (Европейский университет Санкт-Петербурга)

Докладчик: Катерина Губа* (Европейский университет Санкт-Петербурга)

24 сентября, четверг, Ауд. Ж-804 (Покровский б-р, 11), 18:00  

Аналитический инструмент в виде «экономики внимания» представляет переплетение концептов неоинституциональной теории и отправных точек социологических исследований науки. Здесь мы начинаем с идеи Роберта Мертона о движущей силе научного признания, которое приходит к тем, кто порождает новое оригинальное знание. Одного только оригинального текста недостаточно, далее по правилам академического мира работа должна стать видимой для остальных ученых. Библиографические списки показывают в концентрированном виде, какие работы привлекли внимание ученых, даже если последние выразили только критическую позицию.
Внимание существует как редкий ресурс, распоряжение которым требует решения двух важных вопросов: кому мне оказать внимание и как его заполучить? Если первое отсылает к поиску важных для нас текстов, то второе предполагает серьезное отношение к местам собственных публикаций. В обоих случаях значение играют разного рода репутационные  механизмы, количественным выражением которых является количество цитирований и импакт-фактор научных изданий. Однако в случае российской социологии мы наблюдаем сообщество, в котором дают сбои институциональные механизмы, предполагающие стимулы за вступление в борьбу за достижение внимания со стороны коллег. Эмпирические результаты из области исследования журнальной системы российской социологии рисуют иную картину, которая говорит о том, что пока нет возможности увидеть точное количество внимания, идея об экономики внимания в области российской социальной науки не находит своего зримого выражения.
Обычно мы без лишних трудностей справляемся и с тем и другим, что происходит за счет специальных институциональных механизмов. Репутации авторов в виде индекса цитирования и репутации журналов виде импакт-факторов снижают наши издержки по поиску и отбору достойных авторов и мест для публикаций.
В своих библиографических списках ученые воздают должное ученым, тем самым оказывая им внимание, но одновременно сами они могут получить свою долю признания, заняв позицию в списке своих коллег.

Материалы к семинару: скачать

*Губа Катерина Сергеевна - аспирант Европейского университета в Санкт-Петербурге, закончила философский факультет Томского Государственного университета по специальности "Социология"