• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Неденежные мотивы преподавателей российских образовательных учреждений: влияние параметров академической среды" (научный семинар ЛИА)

Докладчик: Е. Сивак (ЛИА)

Как известно, зарплаты преподавателей сильно отличаются от зарплат работников бизнес-сектора при сопоставимой (или даже более высокой) нагрузке. Почему же люди идут в преподавание? Существует обывательская точка зрения, что в преподавании остаются одни «неудачники», т.е. те, кому не хватает навыков и знаний для работы в более прибыльных секторах экономики. В соответствии с другим взглядом, преподаватель – призвание, а не профессия, и никакие условия, в том числе низкая оплата труда, не мешают преподавателям работать всю жизнь с неизменным энтузиазмом. Представляется, что эти две точки зрения дают несколько упрощенную картину. Во-первых, можно предположить наличие неденежных мотивов, специфической внутренней мотивации, связанной со спецификой академической деятельности – осознанной потребности в академическом вознаграждении. Во-вторых, не стоит рассматривать мотивацию как раз и навсегда закрепленную и универсальную для всей совокупности преподавателей, а самих преподавателей как атомизированных индивидов. Мотивация преподавателей, вероятно, не является автономной по отношению к социальному и институциональному контексту, а во многом определяется им.
На семинаре рассматривалось, чем определяется возможность получения академического вознаграждения, а также в каких условиях формируются неденежные мотивы преподавателей.
Материалы к семинару: скачать
Отчёт о семинаре: скачать