• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Ученые в немецком классическом университете: стимулы, барьеры, правила и императивы" (научный семинар ЛИА)

Докладчик: Д. Александров (Европейский Университет)

История немецкого классического "гумбольдтовского" университета обычно рассказывается с точки зрения воплощения идеалов, заложенных в этой модели Фихте и Гумбольдтом при создании Берлинского университета в 1810 г. Гумбольдтовский университет традиционно кажется синонимом исследовательского университета. В докладе было кратко разобрано происхождение реформ немецкого университета XVIII - начала XX века, а затем более подробно разобрано положение профессуры и соотношение исследования и разных форм преподавания в XIX веке. Детально был описан кейс Гиссеновского университета и химической лаборатории Юстуса Либиха, одного из создателей органической химии и агрохимии. На этом примере были проанализированы разные заимствования, приведшие в созданию новой организационной формы университетского образования, действительно соединяющей образование и исследование. Были показаны стимулы и барьеры для формирования такого соединения. Лишь после нескольких десятилетий и существенных изменений в исходной модели, в немецких университетах, начиная 1840-х годов, постепенно сложился "исследовательский императив" и выработалась та нормативная модель, которую мы знаем как исследовательский университет.
Отчёт о семинаре: скачать