• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Неденежные мотивы преподавателей высших учебных заведений: влияние параметров академической среды" (научный семинар ЛИА)

Докладчик: Е. Сивак (ЛИА)

В работах, посвященных академической деятельности, часто постулируется особый вид вознаграждения, который получают академические работники – академическое вознаграждение. Из каких элементов состоит академическое вознаграждение и как актуализируется потребность в нем? Именно эти проблемы составили круг основных исследовательских вопросов данной работы. Главная гипотеза исследования состояла в том, что ценность академического вознаграждения и тех или иных его элементов формируется под влиянием параметров академической среды. Для того, чтобы точнее очертить первоначальную теоретическую схему, была проведена серия интервью с молодыми преподавателями вузов (стаж преподавания от 2 месяцев до 3 лет). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что в академическом вознаграждении, которое получают преподаватели, можно выделить два основных элемента - признание коллег и желание обучить, передать знания. Другими словами, академическое вознаграждение имеет два измерения – социальное и научное. На основе анализа эмпирического материала можно предположить, что ценность академического вознаграждения в целом, а также важность его элементов, зависит позиции – объема и структуры накопленного культурного капитала (навыков, знаний, в том числе и о существующих в локальном академическом сообществе правилах и стандартах) и социального капитала (тесноты, плотности и устойчивости связей с теми или иными группами). В свою очередь, возможность к накоплению этих видов капиталов, вероятно, во многом определяется такими параметрами академической среды, как структура связей в рамках локального сообщества, и культурный капитал коллег (например, научный потенциал) и студентов (заинтересованность, знания и навыки). Можно предположить, что для преподавателей, занимающихся исследовательской деятельностью, активно участвующих в профессиональной коммуникации, ценность признания коллег-преподавателей будет выше, чем для тех, кто занимается только преподаванием. На семинаре были рассмотрены эти и другие результаты проведенного исследования.

Отчет о семинаре