• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние стандартов вступительных экзаменов на стимулы студентов. Сравнение ЕГЭ и специфических экзаменов (научный семинар ЛИА)

Докладчик: Е. Кривая (ГУ-ВШЭ).

Докладчик: Елена Кривая* (ГУ-ВШЭ) 

10 июня, четверг, Ауд. Ж-804 (Покровский б-р, 11), 18:15

После перехода в 2009 году всех российских вузов на систему отбора студентов с помощью ЕГЭ, у многих остались сомнения в том, насколько новая система лучше старой – специфических экзаменов. В данной работе на основе модели, построенной Eaton и Eswaran в 2008 году, была сделана попытка дать ответ на этот насущный вопрос. Для этого мы сравнили две ситуации: отбор студентов на основе стандартных экзаменов (ЕГЭ) и на основе специфических экзаменов.  

Адаптированная модель Eaton и Eswaran позволила сделать вывод о том, что в ситуации, когда на рынке высшего образования действуют два университета (качественный и некачественный) и оба отбирают студентов по результатам ЕГЭ, возникает равновесие, в котором каждый абитуриент выбирает вуз и вид подготовки (самостоятельной или на курсах), исходя из индивидуальной предрасположенности, то есть способностей. Эта ситуация является оптимальной с точки зрения распределения студентов по университетам.

В случае, когда вузы устраивают специфические экзаменами все абитуриенты, посещающие курсы качественного вуза, вне зависимости от уровня способностей, получают оценку, выше их действительного человеческого капитала. В результате такого искажения у абитуриентов возникают ложные стимулы, что приводит к неэффективному распределению студентов по видам подготовки к вступительным экзаменам (самостоятельной или на курсах) и по вузам (качественным и некачественным).

*Кривая Елена Юрьевна - бакалавр экномики, студентка магистратуры ГУ-ВШЭ, экономический факультет.