• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Архитектура социологических исследований образования: от метафоры к нарративу (научный семинар ЛИА)

Докладчик: Виктор Вахштайн (ГУ-ВШЭ) 

Докладчик: Виктор Вахштайн* (ГУ-ВШЭ)  

1 апреля, четверг, Ауд. Ж-804 (Покрвский б-р, 11), 18:10   

На первый взгляд, между классической эпистемологией социальных наук и современными исследовательскими практиками социологов существует непреодолимый барьер. Для практикующего исследователя вопросы демаркации науки и не-науки, эпистемического статуса изучаемого объекта, априорных форм знания, дотеоретических интуиций или когнитивного стиля существуют в "иной реальности", радикально отличной от реальности его собственного исследовательского опыта. Ошибочность этого представления можно обнаружить при анализе самой архитектуры социологического исследования как серии переводов и преобразований: образа - в идею, идеи - в действие, действия - в нарратив. "Абстрактные" вопросы эпистемологии имплицитно присутствуют в любом исследовании - даже самом эмпирическом и "приземленном".  
 
В докладе мы попытаемся эксплицировать эти эпистемологические вопросы. Каковы метафорические основания используемых нами концептов? Как язык социологических теорий взаимодействует с другими языками исследования (языком здравого смысла, художественного вымысла или управленческих решений)? Как "фабула" исследования преобразуется в "сюжет" отчета? 
 
Материалом нам послужат результаты исследовательских проектов, реализованных в области социологии образования в 2003-2009 гг.  
 
(По мотивам книги Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д. Реальность образования и исследовательские реальности. М.: ГУ-ВШЭ, 2010) 
 

*Вахштайн Виктор Семенович - кандидат социологических наук, сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ