• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание проекта

Цель настоящего исследования – выявить взаимосвязи между психологическими особенностями студентов российских вузов, измеренными в рамках модели Большой пятёрки, и их академической успеваемостью в контексте специфики российской системы высшего образования.

 

Пятифакторная модель личности, предложенная в восьмидесятых годах XX века Полом Костой и Робертом МакКреем состоит из пяти иерархически организованных измерений:

Экстраверсия – Интроверсия (высокий полюс фактора – общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий – сдержанность, замкнутость);

Согласие – Независимость (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс – склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени – ведомость; низкий – тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности - враждебность);

Сознательность – Импульсивность (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень – педантизм; низкие – ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени – гибкость моральных суждений и хаотичность)

Эмоциональная стабильность – Нейротизм (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе – на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности – на низком)

Открытость новому опыту – Консерватизм (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование - на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение - на низком)

 

Выборка

В исследовании приняли участие 176 студентов второго и третьего курсов факультетов экономики и бизнес-информатики Нижегородского филиала Высшей школы экономики. Эта группа была выбрана по двум причинам:

  1. Нижегородский филиал Высшей школы экономики отличается от Москвы меньшей селективностью абитуриентов, поэтому выборка по своим свойствам приближена к генеральной совокупности.
  2. Единый государственный экзамен, который был использован нами в качестве одного из показателей успеваемости, стал обязательным, только в 2009 года назад, и студенты, которые поступали в вузы по результатам ЕГЭ, сейчас учатся на третьем курсе. Нижняя граница выборки определялась наличием у студентов оценок на момент проведения исследования, поэтому студенты первого курса в выборку не вошли.

 

Методы

Для измерения личностных черт мы применяли опросник "Большая Пятерка (ипсативная версия)". За счет применения ипсативной технологии достигается максимальная экономия времени тестирования, время выполнения данного теста – 10-15 минут. Методика "Большая Пятерка (ипсативная версия)" состоит из 50 заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.