• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Экономика благотворительности" (семинар из цикла "Частные решения общественных проблем")

Докладчик: С. Санович (студент ГУ-ВШЭ)

В докладе была представлена статья Джеймса Андреони «Philanthropy», написанная для Handbook of Giving, Reciprocity and Altruism в серии Handbooks in Economics.

Статья посвящена, главным образом, двум проблемам. Во-первых, это природа благотворительности. Автор рассматривает пять объяснений этой природы. Два из них предполагают, что филантропия – сугубо эгоистическое явление: человек либо надеется воспользоваться услугой, развитие которой поощряет своим пожертвованием (например, больницей или школой для детей), либо считает ее развитие залогом своего благополучия, в частности безопасности (тогда он платит за сохранение социальной стабильности в обществе). Третье объяснение предполагает, что в функцию полезности филантропа входят те выгоды, которые получают от его пожертвований их получатели или все общество в целом. В таком случае альтруизм является сугубо рациональным поведением. Однако для случаев, когда индивидуальное пожертвование очень мало (например, при сборе денег в рамках общенациональной компании помощи детям Африки), объяснением может служить только удовольствие, которое филантроп получает от самого факта дарения. Наконец, пятое объяснение предполагает, что человек вообще не максимизирует функцию полезности, а является моральным существом, и уже в силу этого склонен к филантропии. Однако такое объяснение находится за пределами экономической теории и потому не рассматривается автором.

Вторая проблема, затронутая автором – это взаимоотношения филантропии и филантропов с государством. Может ли благотворительность заменить государство как производителя общественных благ? Должно ли государство (например, через налоговую систему) стимулировать филантропию, и как это сделать наиболее эффективно?

Кроме того, в статье разобраны еще несколько интересных тем: стимулы к благотворительности для обладателей крупных состояний; измерение объемов благотворительных пожертвований; взаимоотношения филантропии – как склонности и желания людей жертвовать – и фанд-райзинга как целенаправленной деятельности по сбору средств на некоммерческие цели.

Статья к семинару: скачать